Всем доброго дня, дорогие Друзья!
Сегодня мы хотим рассказать о "Кондуйском городище".
КОНДУЙСКИЙ ДВОРЕЦ — ТАЙНА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ
Археологический памятник «Кондуйский городок» — дворец XIV века находится на расстоянии 93 км от станции Борзя, в юго-восточной части Забайкалья на расстоянии 350 км от областного центра Чита среди степных просторов и крупных сопок. С незапамятных времен на этой территории жили люди.
Об этом свидетельствуют памятники прошлого — знаменитое Кондуйское городище и плиточные могилы. В урочище в 7 километрах от села Кондуй в долине речки Барун-Кондуй находятся знаменитые развалины средневекового города XIV века. Городище относится к ранней истории монгольской империи на территории Забайкалья. Здесь находился дворец одного из монгольских феодалов. Строителями его были китайские архитекторы и мастера.
В 1957-1958 годах здесь были организованы раскопки под руководством член-корреспондента АН СССР С.В.Киселева. Раскопками было выявлено, что более 600 лет назад здесь, вблизи речки Кондуй, возвышалось огромное здание в китайском стиле. Построенный на искусственной насыпи, дворец представлял на забайкальских просторах силу империи Чингизидов – наследников великого монгольского хана. Шестнадцать каменно-деревянных, покрытых красным лаком колонн поддерживали парусную крышу. Стены внутри привораживали взгляд причудливым орнаментом, сменявшимся рельефными изображениями чудовищ: драконов, грифонов, гаруд…
Во дворец вела широкая лестница, остатки которой и сегодня можно разглядеть на одном из склонов холма. Вокруг шла балюстрада, опиравшаяся на высеченные из серого гранита изваяния в форме драконьих голов. Многоярусная кровля была выложена глазурованной ярко-зелёной черепицей, осколки которой до сих пор можно найти в горах мусора. Рядом с дворцом располагался сад из декоративных деревьев. Двор окружали въездные ворота, боковые флигели, павильоны, беседки. Был здесь даже выложенный камнем бассейн!
Кровлю дворца покрывала черепица с красной, зеленой и желтой поливой. Это указывает на принадлежность дворца членам императорской фамилии, так как до XVII века лишь они могли отделывать кровли своих жилищ желтой и красной черепицей. Обнаружено огромное количество обломков черепицы, покрытой зеленой глазурью, большое количество обломков отливов и концевых дисков, украшенных драконами, а также фрагменты рельефов от скульптурных украшений коньков кровли и стен здания. Преобладают части изображений драконов, растительные орнаменты и «облака». Кроме того, кровлю Кондуйского дворца украшала скульптура. Коньки крыш по обеим концам завершались головами драконов с крыльями, края были украшены узорчатыми сливами (по ним отводилась дождевая вода) и дисками, сверкающими изображением золотистых драконов на зеленом фоне. Морды драконов с крыльями были обращены друг к другу; они как бы держали в пасти брус конька с покрывающей его узорчатой черепицей. Таких голов было двенадцать. Головы драконов меньших размеров завершали стыки скатов кровли.
Кроме того, на территории дворца найдено большое количество обломков фигур фениксов и химер, несколько торсов человеческих фигур в буддийском одеянии. Под черепицей в грунте найдены четыре гранитных изваяния драконов. Три из них обычные гранитные головы драконов. Четвертое изваяние — это массивная гранитная квадратная плита, один угол которой обработан в виде передней части драконо-черепаховидного чудовища, приподнявшегося на передние лапы. На плечах чудовища изображены пластинки панциря.
Сохранились упоминания китайского путешественника, отметившего, что дворец предстал их взору неожиданно, как мираж, среди степных просторов, находясь на небольшой возвышенности, переливающийся многочисленными цветами и оттенками в лучах солнца во всем своем великолепии.
Десятилетиями Кондуйский дворец манил торговцев, монгольских ханов, ремесленников и авантюристов со всех окрестных земель. Сегодня же его руины привлекают лишь археологов, редких путников и чабанов, вырывших у основания дворца землянку и соорудивших небольшой загон для скота.
Вот как объясняет археолог Евгений Ковычев: «Кондуйское городище относится к расцвету монгольской державы. Существует две точки зрения на то, какую функцию оно выполняло. Скорее всего, здесь располагалась ставка хана Исунке – племянника Чингисхана, получившего во владение все земли в пределах Аргуни, Хайлара и Джалайнора. Многих сбивает с толку, что поблизости нет крупных водоёмов. Лишь маленькая речка Кондуй. Но монголы никогда не стремились селиться у воды. Они – кочевники, и для них было важнее, что город располагался в самом центре владений хана. Из него было удобно контролировать все принадлежащие ему земли.
По словам Евгения Викторовича, другой взгляд на дворец ещё в XIX веке предложил известный забайкальский исследователь Алексей Кузнецов. Он считал, что Кондуйский дворец – это древнейший христианский храм в Забайкалье, в котором проводили свои богослужения несториане – представители «восточной ереси», весьма популярной среди монгольской элиты. Краевед указывал на крестовидную форму здания, традиционную для христианских соборов.
Ещё в 1675 году русский посол в Китае Николай Спафарий записал в своём дневнике: «А к югу от Нерчинска есть город великий, каменный, со многим строением, и палаты в нём каменные целы, и говорят, что в этом городе от мору все люди пропали и осталось имение их всё так, а иноземцы в тот город итить не смеют, а смотрят всё издали, а иные говорят, что от войны всё запустело».
Среди местных жителей существует и своя версия гибели дворца. Согласно ей, когда-то в Монголии жил богатый князь Тумур-хан. Были у него жена и сын. Сын Контой, путешествуя по стране, влюбился в бурятскую княжну Бальжин. Боясь отцовского гнева за то, что женился без позволения, Контой поселился вблизи речки Кондуй. Со временем стал он могущественным ханом, но отец не забыл обиду и послал против сына войска. Красавицу Бальжин убили, Контоя – пленили, а его дворец – разрушили.
Уничтожение заброшенного дворца началось в XIX веке, когда нерчинское начальство дало разрешение кондуйскому уряднику Эпову использовать для хозяйственных нужд кирпич и камень городка. Ломая некогда роскошные залы, местные жители сооружали печи и фундаменты домов в окрестных селениях.
Что касается нынешнего состояния Кондуйского дворца, то оно весьма плачевно. Время оставило от дворца лишь развалины, остальное доделали люди: то после того, как в XIX веке Нерчинское начальство дало разрешение на использование кирпича и камня городка для строительства, от них мало что осталось.
В частности, из «чудского» кирпича почти на три четверти состоит церковь Рождества Богородицы и св. мучеников Кирика и Улиты, построенная в 1806 году. В ее стены вмуровано почти 70 каменных изваяний. Из того же материала складывались печи и фундаменты домов в Кондуе и других селах. Даже на строительстве Цугольского монастыря-дацана были использованы кирты и камень дворца.
Будем надеяться, что когда-нибудь вокруг Кондуйского дворца будет организован музей под открытым небом — появятся выставочные павильоны, будет сооружен макет городища, организована экскурсионная программа по Кондуйскому дворцу – символу монгольской государственности, который может привлечь туристов со всего мира.
Сегодня мы хотим рассказать о "Кондуйском городище".
КОНДУЙСКИЙ ДВОРЕЦ — ТАЙНА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ
Археологический памятник «Кондуйский городок» — дворец XIV века находится на расстоянии 93 км от станции Борзя, в юго-восточной части Забайкалья на расстоянии 350 км от областного центра Чита среди степных просторов и крупных сопок. С незапамятных времен на этой территории жили люди.
Об этом свидетельствуют памятники прошлого — знаменитое Кондуйское городище и плиточные могилы. В урочище в 7 километрах от села Кондуй в долине речки Барун-Кондуй находятся знаменитые развалины средневекового города XIV века. Городище относится к ранней истории монгольской империи на территории Забайкалья. Здесь находился дворец одного из монгольских феодалов. Строителями его были китайские архитекторы и мастера.
В 1957-1958 годах здесь были организованы раскопки под руководством член-корреспондента АН СССР С.В.Киселева. Раскопками было выявлено, что более 600 лет назад здесь, вблизи речки Кондуй, возвышалось огромное здание в китайском стиле. Построенный на искусственной насыпи, дворец представлял на забайкальских просторах силу империи Чингизидов – наследников великого монгольского хана. Шестнадцать каменно-деревянных, покрытых красным лаком колонн поддерживали парусную крышу. Стены внутри привораживали взгляд причудливым орнаментом, сменявшимся рельефными изображениями чудовищ: драконов, грифонов, гаруд…
Во дворец вела широкая лестница, остатки которой и сегодня можно разглядеть на одном из склонов холма. Вокруг шла балюстрада, опиравшаяся на высеченные из серого гранита изваяния в форме драконьих голов. Многоярусная кровля была выложена глазурованной ярко-зелёной черепицей, осколки которой до сих пор можно найти в горах мусора. Рядом с дворцом располагался сад из декоративных деревьев. Двор окружали въездные ворота, боковые флигели, павильоны, беседки. Был здесь даже выложенный камнем бассейн!
Кровлю дворца покрывала черепица с красной, зеленой и желтой поливой. Это указывает на принадлежность дворца членам императорской фамилии, так как до XVII века лишь они могли отделывать кровли своих жилищ желтой и красной черепицей. Обнаружено огромное количество обломков черепицы, покрытой зеленой глазурью, большое количество обломков отливов и концевых дисков, украшенных драконами, а также фрагменты рельефов от скульптурных украшений коньков кровли и стен здания. Преобладают части изображений драконов, растительные орнаменты и «облака». Кроме того, кровлю Кондуйского дворца украшала скульптура. Коньки крыш по обеим концам завершались головами драконов с крыльями, края были украшены узорчатыми сливами (по ним отводилась дождевая вода) и дисками, сверкающими изображением золотистых драконов на зеленом фоне. Морды драконов с крыльями были обращены друг к другу; они как бы держали в пасти брус конька с покрывающей его узорчатой черепицей. Таких голов было двенадцать. Головы драконов меньших размеров завершали стыки скатов кровли.
Кроме того, на территории дворца найдено большое количество обломков фигур фениксов и химер, несколько торсов человеческих фигур в буддийском одеянии. Под черепицей в грунте найдены четыре гранитных изваяния драконов. Три из них обычные гранитные головы драконов. Четвертое изваяние — это массивная гранитная квадратная плита, один угол которой обработан в виде передней части драконо-черепаховидного чудовища, приподнявшегося на передние лапы. На плечах чудовища изображены пластинки панциря.
Сохранились упоминания китайского путешественника, отметившего, что дворец предстал их взору неожиданно, как мираж, среди степных просторов, находясь на небольшой возвышенности, переливающийся многочисленными цветами и оттенками в лучах солнца во всем своем великолепии.
Десятилетиями Кондуйский дворец манил торговцев, монгольских ханов, ремесленников и авантюристов со всех окрестных земель. Сегодня же его руины привлекают лишь археологов, редких путников и чабанов, вырывших у основания дворца землянку и соорудивших небольшой загон для скота.
Вот как объясняет археолог Евгений Ковычев: «Кондуйское городище относится к расцвету монгольской державы. Существует две точки зрения на то, какую функцию оно выполняло. Скорее всего, здесь располагалась ставка хана Исунке – племянника Чингисхана, получившего во владение все земли в пределах Аргуни, Хайлара и Джалайнора. Многих сбивает с толку, что поблизости нет крупных водоёмов. Лишь маленькая речка Кондуй. Но монголы никогда не стремились селиться у воды. Они – кочевники, и для них было важнее, что город располагался в самом центре владений хана. Из него было удобно контролировать все принадлежащие ему земли.
По словам Евгения Викторовича, другой взгляд на дворец ещё в XIX веке предложил известный забайкальский исследователь Алексей Кузнецов. Он считал, что Кондуйский дворец – это древнейший христианский храм в Забайкалье, в котором проводили свои богослужения несториане – представители «восточной ереси», весьма популярной среди монгольской элиты. Краевед указывал на крестовидную форму здания, традиционную для христианских соборов.
Ещё в 1675 году русский посол в Китае Николай Спафарий записал в своём дневнике: «А к югу от Нерчинска есть город великий, каменный, со многим строением, и палаты в нём каменные целы, и говорят, что в этом городе от мору все люди пропали и осталось имение их всё так, а иноземцы в тот город итить не смеют, а смотрят всё издали, а иные говорят, что от войны всё запустело».
Среди местных жителей существует и своя версия гибели дворца. Согласно ей, когда-то в Монголии жил богатый князь Тумур-хан. Были у него жена и сын. Сын Контой, путешествуя по стране, влюбился в бурятскую княжну Бальжин. Боясь отцовского гнева за то, что женился без позволения, Контой поселился вблизи речки Кондуй. Со временем стал он могущественным ханом, но отец не забыл обиду и послал против сына войска. Красавицу Бальжин убили, Контоя – пленили, а его дворец – разрушили.
Уничтожение заброшенного дворца началось в XIX веке, когда нерчинское начальство дало разрешение кондуйскому уряднику Эпову использовать для хозяйственных нужд кирпич и камень городка. Ломая некогда роскошные залы, местные жители сооружали печи и фундаменты домов в окрестных селениях.
Что касается нынешнего состояния Кондуйского дворца, то оно весьма плачевно. Время оставило от дворца лишь развалины, остальное доделали люди: то после того, как в XIX веке Нерчинское начальство дало разрешение на использование кирпича и камня городка для строительства, от них мало что осталось.
В частности, из «чудского» кирпича почти на три четверти состоит церковь Рождества Богородицы и св. мучеников Кирика и Улиты, построенная в 1806 году. В ее стены вмуровано почти 70 каменных изваяний. Из того же материала складывались печи и фундаменты домов в Кондуе и других селах. Даже на строительстве Цугольского монастыря-дацана были использованы кирты и камень дворца.
Будем надеяться, что когда-нибудь вокруг Кондуйского дворца будет организован музей под открытым небом — появятся выставочные павильоны, будет сооружен макет городища, организована экскурсионная программа по Кондуйскому дворцу – символу монгольской государственности, который может привлечь туристов со всего мира.
2271